Смотрите также:


11 Ноября 2013

Базовые правила го

 



  1. В го играют два партнера, один черными камнями, другой - белыми. Цель игры - захватить как можно больше фишек противника и как можно больше территории доски.

 

  1. Игра начинается с пустой доски. Предварительной расстановки, как в шахматах и шашках, нет, за исключением игры с форой. Фора позволяет игрокам различной квалификации вести на доске борьбу, исход которой заранее предсказать нельзя.

 

  1. Ходы делаются поочередно. Первый ход делают черные. При игре с форой черные предварительно выставляют на доску в определенной последовательности камни на форовые пункты (помеченные точками), после чего белые делают первый ход.

 

  1. Ход представляет собой постановку камня на любой свободный пункт доски. Поставленный камень в дальнейшем не передвигается и не может быть снят с доски, за исключением случая, когда он в ходе игры будет окружен противником.

 

  1. Отдельный камень или группа камней немедленно снимаются с доски противником в случае их полного окружения.  

[A, B, C, D]

 

  1. Отдельный камень или группа камней считаются полностью окруженными, если камнями противника заняты все соседние с ним или с ними пункты по вертикали и горизонтали.
    [A, B, C, D]

 

  1. Запрещенные ходы:

a) запрещается делать ход, ведущий к полному окружению собственного камня или собственной группы камней, если при этом не окружается отдельный камень или группа противника. Короче говоря, нельзя делать самоубийственные ходы, в результате которых ваш камень оказывается окруженным камнями противника.

[E, F]

 

b) запрещается делать ход, ведущий к повторению ранее бывшей на доске позиции (правило "ко"). По японским правилам ко трактуется следующим образом: В ответ на взятие одного камня игрок не имеет права в том же месте доски брать один камень противника, это допускается делать через ход. Если игрок делает запрещенный ход, его противник обязан возвратить ему поставленный камень и предложить сделать другой ход.

[G]

 

  1. Игра прекращается, и начинается подсчет очков, когда оба игрока откажутся от хода. Такой момент наступает, когда нет ходов, приносящих хотя бы одно очко, т.е. невозможно ни окружить ни одного камня противника, ни приобрести ни одного пункта территории.

 

  1. Игроку начисляется по одному очку за каждый пункт своей территории. Под территорией понимаются свободные пункты доски, которые оцеплены камнями так, чтобы не допустить вторжения со стороны противника.

 

  1. Игроку начисляется по одному очку за каждый снятый с доски камень противника.

 

  1. Пленные камни снимаются с доски после окончания партии без доигрывания, и за каждый пленный камень игроку начисляется по одному очку. Под пленными понимаются те камни, которые обречены на полное окружение независимо от любых попыток игрока спасти их.

 

  1. Результат партии определяется по разнице набранных очков. Игрок, набравший большее количество очков, признается победителем.

Основные определения

 

            Глаз – пункт внутри группы своих камней, который противник не может занять.

            Крепость (живая группа) – группа камней, имеющая два глаза (или возможность построения двух глаз в случае атаки противника).

            Фусеки – начало игры, первые примерно 50 ходов.

            Тюбан – середина игры.

            Ёсэ – завершение игры, оформление границ.

            Дзёсэки – стандартные варианты розыгрыша угла.

            Сэмэай – борьба за выживание двух взаимноотрезанных групп, не имеющих двух глаз.

            Сэки – ничейный исход в сэмэай.

            Сичо – лестница, прием захвата камней,  любимыи прием начинающих.